Попользовавшись родным 4-х канальным пультом управления E-SKY от Ламы, задумался, а действительно ли этот пульт 4-х канальный? При давнем знакомстве с китайской техникой, частенько сталкивался с тем, что китайские изделия (более дешевые) на деле оказываются обрезанными версиями более дорогих. Это как пример с наручными механическими часами: в стандартной модели присутствуют три стрелки, часовая, минутная и секундная, китайцы, вываливая на рынок свою продукцию, снимают секундную стрелку (отламывают ее от механизма), засовывают механизм в дешевый корпус и продают, при всем при том, что механизм часов имеет все детали для работы в полном составе. Вот так я и решил повнимательнее взглянуть на пульт управления вертолетом (на тот момент я еще не лазил в интернет и не искал информацию на эту тему).
Разбор корпуса не составил больших усилий, откручиваются 4 винта крестовой отверткой и задняя крышка легко снимается.
Внимательный осмотр начинки сразу вызвал подозрения в том, что пульт на самом деле больше чем 4-х канальный, провода от переменных сопротивлений на стиках приходят в одну колодку на плате при том, что есть еще несколько свободных площадок для пайки с напаянными перед ними деталями (странно, но китайцы обычно экономят даже на такой мелочи, как резисторы). Прозвонка тестером помогла понять что и куда можно подпаять. Основной принцип такой: крайние ножки переменного сопротивления подпаиваются к положительному и отрицательному полюсам схемы, а следняя ножка - подпаивается к контролирующей схеме. Поворачивая ручку переменника, мы изменяем напряжение на центральном выводе, от "+" к " - ", тем самым давая понять исполнительному устройству, что мы ручку повернули. Само напряжение и дает понимание того, в какую сторону мы это сделали. И так:
Цветными областями отмечены очень важные нам области: Синий овал - микроконтроллер, отвечающий за формирование команд для передачи; Красный овал - провода на переменные резисторы (5 КОм которые) для дополнительных каналов; Голубые стрелки - по три провода к пятому и шестому каналам; Желтый овал - провода к переключателям для управления гироскопом и шагом винта; Зеленый овал - место для установки переключателя с 4-х канальной системы управления на 6-ти канальную.
Напаиваем на контактные площадки по три провода к каждому каналу:
Два белых провода, это положительный и отрицательный полюса питания, от них зависит направление поворота сервомашинки, если направление не устраивает, надо просто поменять будет провода на крайних контактах переменного резистора. Красный провод идет на центральный контакт переменного резистора.
Устанавливаем в корпус пульта переменные резисторы номиналом 5 КОм:
Прошу заметить, места для установки резисторов уже отмечены приливами или другими отметками на корпусе.
Теперь как это выглядит:
Ну и подпаиваем провода от площадок к переменным резисторам:
Красные провода пришли на центральные контакты переменных резисторов.
Дополнительно устанавливаем 2-х позиционный переключатель (короче, обычный штырьковый выключатель с фиксированным положением) и подпаиваем к нему провода, как показано на картинке:
Это переключатель, управляющий гироскопом (якобы, дело в том, что я так до конца и не понял, переключает эта штука что-нить или нет).
Далее обращаем внимание на область платы подсвеченной красным эллипсом, выпаиваем из платы резистор (он подсвечен синей стрелочкой), а место подсвеченное желтой стрелкой должно образовывать разрыв (для чистоты эксперимента надо будет проверить тестером, звониться не должно).
На это место напаиваем DIP-переключатель, чтобы можно было менять управление пультом с 4-х канального на 6-ти канальный%
Я припаял так, как показано в розовом круге.
Настройки пульта (по моему рисунку): 3-N, 4-OFF - 4-х канальная система, 3-OFF, 4-ON - 6-ти канальная.
Последние два провода подпаиваются в места, указанные синими стрелками, они подпаиваются к 2-х позиционному переключателю, размещаемому на задней крышке пульта (с одной стороны уже стоит переключатель, а надо установить с противоположной стороны - свой)
Собственно вся часть по переделке пульта на этом завершается. Теперь как это выглядит в сборе:
Куда подключать дополнительные устройства:
Синими стрелками отмечены уже подключенные серво-машинки к автомату перекоса;
Красная и зеленая стрелка, указывают на дополнительные каналы (5-й и 6-й);
Желтая стрелка дублирует канал газа.
Минусы 6-ти канальной системы: 6-ти канальная система управления от E-Sky работает только в управлении вертолетом. 1,2,3,4 каналы - полностью пропорциональны, 5-й и 6-й каналы работают совместно с 1,2,3,4 и гироскопом , т.е. - смикшированы. Если у вас есть 4-х канальная игрушка, то на халяву получить еще 2 дополнительных пропорциональных канала - не получится. Что делать?
Довольствоваться 4-х канальной системой с 5-м дополнительным пропорциональным каналом, для этого: переключаем впаяный нами DIP-переключатель в соответствующее положение, подсоединяем дополнительную серво-машинку к 5-му каналу и управляем ей. На этот канал можно повесить серво-машинку, управляющую поворотом беспроводной камеры, ну или спусковую скобу от защелки бомбо-люка. Здорово однако!